История создания и развития смазочных масел для АКПП
В 50-х - 70-х годах прошлого века масла для АКПП содержали китовый жир в качестве модификатора трения, т.е. смазки. Но, так как китовый жир разлагается при высоких температурах, автомобили, произведенные в 70-х гг. и позднее, не могли использовать такое масло из-за повышенной температуры двигателя и охлаждающей жидкости, которые были необходимы для снижения вредных выбросов и для экономии топлива.
Установленный мораторий на коммерческую добычу китового жира привел к прекращению производства старого масла для АКПП по формуле DEXRON (тип B), а также и выпускаемые ранее. Компания General Motors начала продавать Dexron II С и, затем, следующую версию - Dexron II D для замены масел, сделанных из китового жира.
В конце 70-х гг., трансмиссии Форда на заводах заправлялись жидкостью, названной ESW M2C33-F. Для расширения производства и присутствия этого масла на рынке и в сервисных центрах было разрешено сторонним производителям присваивать данному составу собственные торговые марки, но указывать в качестве идентификатора «тип F» (Type F).
Второе поколение масел для коробок передач было выпущено в 1974 году и получило обозначение по заводской спецификации ESW M2C138-CJ. Эта жидкость была разработана для улучшения двигательных характеристик автомобилей, стала значительно более стойкой к окислению; усилились противоизносные характеристики.
Вскоре были разработаны необслуживаемые масла для АКПП, в частности, General Motors одобрила масла Dexron для такого использования.
Продолжалось совершенствование конструкции передачи. В трансмиссии C5 был добавлен механизм центробежной блокировки муфты гидротрансформатора для сглаживания вибраций двигателя, ощущаемых пассажирами автомобиля. Проблемы вибрации ускорили внедрение заводской спецификации ESP M2C166-H.
Это сделало невозможным использование для обслуживания трансмиссий масел Dexron, т.к. далеко не все масла DEXRON были способны сглаживать вибрации. Появляется «тип H» (Type H), как промышленный стандарт смазки АКПП, что, в свою очередь, потребовало разработки спецификации характеристик масла, соответствующего параметрам типа H.
Всё это привело к выработке спецификации Mercon в 1987, которая описывает следующие параметры масла АКПП:
- Цвет
- Совместимость с заводским маслом
- Вязкость при температурах -40°С, -20°C, 0°C и 100°С
- Температура возгорания
- Влияние на коррозию меди
- Чувствительность передач на трансмиссии Ford Taurus
- Антипенные характеристики
- Совместимость с эластомерами
- Характеристики трения
- Параметры окисления при 155°С
- Цикличность переключений
- Уровень стабилизации
- Показатели износа
Один крупный пересмотр стандарта произошел в сентябре 1992 года, когда были введены показатели вязкости при низких температурах, показатели летучести, установлены пределы изменения вязкости после воздействия высокой температуры и введены уточненные пределы окисления. Эти изменения подняли показатели масел MERCON выше стандартов ESP M2C166-H.
Далее, развитие системы управления АКПП и введение режима непрерывного скольжения муфты гидротрансформатора, привело к появлению спецификации Mercon V. В нее были включены требования по проверке противоизносных и антивибрационных параметров масла.
Спецификация Mercon V была модифицирована в конце 2006-го года, для обеспечения обратной совместимости со спецификацией Mercon. После этого корпорация Форд прекращает все лицензионные соглашения по производству и продаже масел спецификации Mercon в пользу Mercon V.
Таково положение со спецификациями и стандартами масел в сфере производства и сервисного обслуживания АКПП.
Современные марки масел для АКПП
Главная проблема при покупке масла в России – существующая вероятность купить фальсифицированный продукт, что, понятно, скажется самым неблагоприятным образом на «здоровье» вашего авто. Поскольку меняется масло в АКПП достаточно редко, лучше не экономить на его стоимости и приложить усилия для поиска «надежного» продавца. Разумеется, масло должно соответствовать рекомендованному для вашей коробки передач. Приводим основные сорта современных масел, применяемых для разных марок автомобилей.
ATF+4 – используется на многих автомобилях Dodge , Jeep и Chrysler
Mercon V - используется на многих автомобилях Форд , Mercury , Lincoln
Mercon LV - используется на некоторых Фордах (DuratecHE), Mazda в Европе и Азии
Dexron VI - используется на многих автомобилях GM и до 2004 года на автомобилях Toyota, некоторых моделях Форда
ATF DW-1 – на всех моделях Honda и Acura (кроме CVT)
SP-IV или SP4 - на всех моделях Hyundai , Mitsubishi и Kia (кроме CVT и автомобилях с двойным сцеплением)
Matic S, Matic K, Matic D – применяются на трансмиссиях JATCO (Japanese Automatic Transmission Company), используемой в Nissan и Subaru
ATF TIV (T4) - используется на многих автомобилях Toyota , Lexus , и Volvo . На некоторых Audi и Volkswagen
Toyota ATF-WS – Начиная с моделей 2004-го года и на более поздних Toyota и Lexus, в том числе – на гибридах
Honda DW (ZF) - используется на всех автомобилях Honda с автоматикой (кроме CVT)
Смена масла в АКПП позволяет продлевать ресурс эффективной работы коробки передач, а также является необходимостью в случае частой буксировки автомобиля с АКПП на прицепе.
(Окончание следует)