Русский человек еще с советских времен крайне настороженно относится к сервису. Если нужно что-то починить – то лучше сделать это самому, т.к. ремонтники: 1) сделают не так, 2) попутно еще что-нибудь сломают, 3) поменяют мои хорошие детали на чужие плохие, а я об этом и не узнаю!
Такое отношение - к любому ремонту, от самых простых вещей до суперсложных. Некоторые рискуют чинить двигатель своего автомобиля, забывая о том, что двигатель «Жигулей» создан аж в 50-е гг. и не может служить показателем «сложности» автосервиса.
В нашей статье речь пойдет о попытках самостоятельного ремонта коробки передач современного автомобиля.
Как устроена типичная автоматическая коробка (АКПП)?
Она, как правило, состоит из нескольких блоков-компонентов:
- гидравлической части
- механической части
- устройства управления
Разумеется, она соединена, как и положено коробке передач, с главной передачей и дифференциальным механизмом.
Гидравлическая часть есть не что иное, как гидрокинетическая передача, в составе:
- нагнетающего ротора
- турбинного ротора
- блока управления со сцеплением
Когда автомобиль стоит и турбинный ротор неподвижен, передача увеличивает крутящий момент двигателя вдвое. Когда же турбинный ротор достигает скорости, примерно равной или близкой к скорости нагнетающего ротора, то передача преобразуется в гидрокинетическое сцепление, т.к. задействуется одноуправляемое сцепления в блоке управления.
Нагнетающий ротор приводит в действие маслонасос, который подает масло в гидравлическое оборудование. Рабочее давление маслонасоса колеблется в пределах 0,15 - 1,74 Мпа, в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.
Механическая часть коробки передач состоит из следующих элементов: двух планетарных передач, двух многодисковых «мокрых» сцепления, двух тормозов (ленточного и многодискового) и одноуправляемого сцепления. Такая конструкция коробки реализует включение трех передач переднего хода и включение одной передачи заднего хода, добиваясь этого запуском или торможением различных частей системы. Далее, механическое усилие передается через двухступенчатую главную передачу на ведущие колеса.
Блок управления АКПП содержит ряд гидравлических клапанов с электромагнитным управлением, гидроусилителей, соединенных с маслонасосом, и микропроцессорного блока, осуществляющего управление клапанами в ответ на изменения положения педали акселератора и собственно скорости автомобиля.
Если Вы умеете читать чертежи – вот схема кинематики АКПП
Основные детали АКПП: то, на что Вы можете разобрать свою коробку -
Итак, снимаем АКПП.
Вы можете не прислушиваться к следующим рекомендациям, но подумайте – что Вы сделаете взамен предложенного.
Самостоятельно демонтировать неисправную АКПП необходимо делать это на смотровой яме, эстакаде или там, где имеется автомобильный подъемник.
АКПП имеет солидную массу, заранее решите - как Вы будете опускать отсоединенную от двигателя коробку передач. С ней необходимо обращаться бережно, следовательно, требуется использовать соответствующее оборудование. Подойдет, к примеру, трансмиссионный домкрат.
При демонтаже АКПП Вам потребуются качественные и подходящие к стандартам вашей модели специнструменты. Еще один необходимый компонент – отсутствие спешки.
Помните, что кроме отсоединения магистралей охлаждения масла от коробки, Вы должны также отсоединить ВСЕ тросы и тяги, т.е. все, связано с механическими приводами управления.
К АКПП может подводиться несколько вакуумных магистралей. Если коробка имеет вакуум-корректор, их может быть даже три. Все необходимо отсоединить.
Наличие в составе АКПП микропроцессорного управления подразумевает, что необходимость отсоединения в процессе демонтажа соответствующих разъемов.
Гидродинамический трансформатор демонтируется вместе с коробкой. Следует отвернуть болты, которыми он конструктивно соединен с маховиком двигателя (точнее, с его мембраной). Это может оказаться нетривиальной задачей, т.к. варианты доступа к данным болтам – разнообразны. Обязательно заранее проясните, как они отворачиваются в вашей модели двигателя.
Пытаться избежать демонтирования гидроусилителя – верный путь к повреждению мембраны (вы ее непременно погнете). Также это почти стопроцентная гарантия повреждения шлицев на первичном валу. Не ленитесь – ГДТ надо обязательно отсоединить!
Перед окончательной процедурой снятия коробки повторно убедитесь, что Вы отсоединили все, что должно быть отсоединено – не только трубки и болты, но и провода датчиков, прочую электрику.
В противном случае – они будут сломаны или порваны.
В процессе снятия коробки передач необходимо обеспечить наклон ее корпуса ее тяжелого корпуса таким образом, чтобы не произошло соскальзывания гидротрансформатора со шлицев вала. Если трансформатор упадет – это катастрофа для всего процесса ремонта.
Если Вы успешно прошли этот этап, значит Вы готовы приступить к следующему, более захватывающему - собственно ремонту АКПП.
Мы не будем останавливаться на специфике ремонта какого-то одного типа АКПП. При желании, Вы можете найти массу полезных и неполезных советов на многочисленных форумах и сайтах посвященных этой теме. Кроме того, что диагностика неисправности АКПП сама по себе процедура не для новичка, Вам придется тщательно изучить устройство и принципы работы практически всех агрегатов и деталей АКПП, поскольку за одну и ту же неисправность могут «отвечать» несколько разных деталей, не имея соответствующих знаний и опыта нереально определить, что следует заменить?
Приведем несколько аргументов, и мнений наших коллег-специалистов по ремонту АКПП:
«Ремонт АКПП – крайне сложная процедура. Пытаться решить ее бюджетно, выполнив ремонт самостоятельно или же передоверив его «дяде Васе из гаража» - это не самое разумное решение. Необходимо отдавать себе отчет, что трансмиссия состоит из нескольких сотен деталей, ни одна из которых не является «лишней», и каждая из них влияет на работу АКПП в целом. Более оправданно доверить восстановление коробки передач на квалифицированном сервисе.»
«Современная АКПП - сложный механизм со сложным характером работы. Естественно, для сервиса и ремонта современных АКПП необходимы специалисты с высоким уровнем профессиональных знаний. С работой обычной механической коробки может, в принципе, разобраться любой автослесарь, но это не так в случае с АКПП. Здесь уже нужно обладать представлениями об электронике и гидравлике, хотя и механическая начинка сегодняшнего АКПП очень непроста. Без профессиональных знаний о принципах работы автоматических коробок, навыков применения этих знаний, успех в этом деле невозможен.
Что происходит, когда за ремонт АКПП берется профан? Все, что угодно! Многие, например, пытаются починить гидротрансформатор, «на глазок» приваривая повреждённые элементы. Поскольку процедура, требующая почти хирургической точности, выполняется, образно говоря, топором – итог закономерен: ломается вся АКПП целиком. Да даже замена масла в коробке сплошь и рядом может производится неправильно!»
Точная и примерная стоимость ремонта.
Стоимость ремонта состоит из :
- Стоимости работ.
- Стоимость запчастей.
- Стоимость расходных материалов и жидкостей.
Стоимость работ в неофициальном АКПП сервисе, примерно, выглядит так:
- компьютерная диагностика АКПП:без ремонта 800 руб. (при ремонте АКПП - бесплатно)
- снятие и установка АКПП от 6000 руб.
- капитальный ремонт АКПП (переборка) без стоимости запчастей от 7000 руб.
- ремонт гидротрансформатора от 3500 руб.
- ремонт гидроблока от 4500 руб.
- замена масла в АКПП 1200 руб.
- полная замена масла в АКПП: без фильтра 2500 руб., с фильтром 3000 руб.
Итого: примерно 22000-30000 р. (Цены даны на весну 2014г.)
Возможна коррекция вверх!
Кратко о стоимости запчастей:
Сильно зависит от неисправности, колеблется от 10000р. до 150000р.
Не факт, что под видом новой Вам не установят б/у деталь; при этом Вы платите за новую. Здесь еще много «подводных камней» описание которых выходит за рамки нашей статьи…
Таким образом типичный ремонт «средней» АКПП требует вложений от 32000р. до (200000р. за премиальный вариант).
При этом, не факт, что коробка «поедет» с первого раза!
Суммируя многолетний опыт ремонта АКПП, мы пришли к выводу:
- Качественный ремонт возможен ,но стоит несоизмеримо дорого. (новые детали и ремонт в авторизованном сервисе).
-Средний вариант, качественный ремонт при минимальных затратах, возможен в тех редких случаях, когда ,основные, дорогостоящие детали не разрушены и требуется замена только фрикционов и прокладок. Повторю, крайне редкий вариант при нашем желании ездить пока не «рассосется само».
- Некачественный (бюджетный)вариант, своими руками или в гараже у знакомого мастера. Требует недюжинного везения, для людей «экономных» ,чаще всего заканчивается «горкой» запчастей вместо АКПП ,испорченными нервами и потерей времени.
Исходя из сегодняшних реалий, мы сделали вывод, что предложение контрактных АКПП для наших клиентов сегодня, есть самый приемлемый способ решить проблему поломки этого дорогого и сложного агрегата.
Соотношение цена-качество позволяет снизить затраты на 30%-70%, вероятность неудачного исхода АКПП («не поедет») около 3%, в этом случае, при невозможности обменять неисправную на рабочую, а это примерно 15% от этих 3-х %, Вы получаете свои деньги обратно ,или мы решаем Вашу проблему путем покупки для Вас б/у агрегата у наших коллег, естественно без нашей маржи.
Наслаждайтесь вождением Вашего автомобиля!